Эльбрус: Часть 3. День 2

Продолжение отчёта о поездке на Эльбрус в августе 2016 года.
Часть 1

Сегодня нам предстоял подъём на гору Чегет (3 769 метров). Подъём был ранний, около шести утра, в семь мы на двух газелях выехали из гостиницы.

фото: caucatalog.narod.ru

- альтиметр;
- фотоаппарат.

фото автора

Дорога, ведущая к горе Эльбрус и Черет одна, это небольшое шоссе А-158. От гостиницы, где мы жили (Пик Европы, посёлок Эльбрус), до поляны Чегет ехать около 10 км. Шоссе асфальтировано, имеет две полосы и идёт всё время в гору, вдоль шоссе тянется быстрая горная речка Баксан. Мы проехали мимо посёлка Байдаево, поляны Нарзанов, и за Итколом свернули на поляну Чегет. Полянами на Кавказе называют обустроенное место возле какой-нибудь природной достопримечательности (гора или минеральный источник). Как правило, на таких полянах есть стоянка для автомобилей, кафе, гостиницы и сувенирные магазины.

фото: tourweek.ru

На поляне Чегет начинается канатная дорога, имеющая три очереди. Первая очередь канатной дороги идёт от поляны Чегет (станция Чегет-1) до станции Чегет-2, где расположено знаменитое кафе "Ай" (2 750 метров). Ай в переводе с балкарского языка означает "Луна". В этом кафе снимали художественный фильм "Завтрак с видом на Эльбрус" по повести Юрия Визбора, который здесь отдыхал. Вторая очередь подъёмника идёт от кафе Ай (станция Чегет-2) до станции Чегет-3 (3 083 метра), подъемники здесь одноместные, горнолыжного типа. На южном склоне Чегета действуют горнолыжная трасса, она считается сложной и большинство горнолыжников предпочитает кататься на трассах Эльбруса.

фото: prielbrusie-hotels.ru

Поляна Чегет расположена на высота 2 100 метров над уровнем моря, наш отель расположен на высоте 1 800 метров. В дороге немного закладывало уши, но эти неприятные ощущения быстро прошли, самочувствие хорошее. На Кавказе очень красивая природа: зелёные склоны гор покрыты сосновым лесом, в каменистых ущельях шумят холодные горные речки, а высоко в небе сверкают снежные шапки гор. Погода стояла тёплая и солнечная, выйдя из машины, мы первым делом намазались кремом от солнца и надели солнечные очки, обгореть в горах очень легко. Туристическая тропа на Чегет начинается прямо от автомобильной стоянки и ведёт вверх через сосновый лес. Хотя было около девяти часов утра, наверх уже оправлялись группы туристов, в основном, здесь отдыхают туристы из России, но во время подъёма, я видел несколько иностранных туристов. Вначале тропа идёт вверх с небольшим уклоном и группа, идущая на восхождение, быстро от нас оторвалась и ушла вперед с двумя гидами, мы пошли с третьим гидом в неспешном темпе.

фото автора

Во время подъёма очень пригодились треккинговые палки, ходя здесь и не было опасности упасть в ущелье, иди с ними намного легче. Периодически тропу пересекают маленькие ручейки, иногда они текут прямо по тропинке. Шагая вверх по камням и воде в полной мере осознаёшь необходимость в хорошей треккинговой обуви. Где-то через час мы сделали привал у ледника "Семёрка", достали термоса и с удовольствием пили горячий чай. По легенде, Адольф Гитлер собирался превратить ледник в свастику, но то ли не успел, то ли передумал. Как и семьдесят лет назад, ледник сейчас представляет цифру "семь".

Недалеко проходит русско-грузинская граница, о чём предупреждают информационные щиты, далеко отходить от тропы не рекомендуется. Идти вверх тяжело, но недостатка в кислороде я не ощущал. Кто-то шёл вверх легко, а кто-то, тяжело дыша, еле тащился в хвосте группы. Тут всё сильно зависит от вашей физической формы, для сравнения, представьте себе трёхкилометровый подъём по неудобной лестнице без перил. Хотя подъём на Чегет занятие не простое, я рекомендую вам подниматься своим ходом, а спускаться вниз уже по канатной дороге. Во время подъёма проходишь настоящую проверку возможностей своего организма, а ощущение эйфории наверху по настоящему бесценно. Главное условие для успешного восхождения - это соблюдать неспешный и размеренный темп, отдыхать подолгу не рекомендуется, так как мышцы начнут остывать, а дыхание сбиваться. Во время пешего подъёма открываются совершенно потрясающей красоты виды гор, такого не увидишь сидя в подъёмнике

Погода в горах меняется стремительно и кардинально. Так случилось и у нас, только что светило солнце и дул приятный ветерок, как за считанные секунды налетел сильный ветер, небо почернело и заморосил мелкий колючий дождик. Пришлось срочно надевать куртки и бежать к станции подъёмника Чегет-2, где нас должна была ждать вторая часть группы. Каменистая тропинка, по которой мы шли, тут же превратилась в бурлящий ручей, где-то вдалеке раздавались гулкие раскаты грома, а в небе засверкала молния. Гроза бывает особенно страшной на море и в горах, если непогода застала вас в горах, то скорее ищите укрытие. Из-за ливневых потоков запросто может зайти сель или начаться камнепад. Когда мы подошли в станции Чегет-2, дождь уже  перешел в полноценный ливень с градом и резко похолодало. Кафе "Ай", в котором мы должны были укрыться, оказалось закрытым и нам пришлось идти на подъёмник, чтобы подняться до станции Чегет-3. Весь подъём от старта на поляне Чегет до подъёмников занял около двух часов.

фото автора

Пока мы стояли в очереди на подъёмник и затем ехали на нём, то окончательно промокли. Мои мембранные штаны, которые я взял на прокат, промокли насквозь и потом долго не желали сохнуть. Хорошо, что куртка выдержала это испытание погодой и хотя бы сверху я остался сухой. Подъёмники на Четеге открытого типа, есть одиночные и парные сиденья. Рядом с нами в очереди на подъёмник стояли совершенно окоченевшие от холода туристы в шортах и шлепанцах. Я искренне надеюсь, что с ними ничего плохого не случилось, но серьёзно, друзья, отправляясь в горы, пусть даже не экскурсию, одевайтесь соответствующие. Наверху нас ждало еще одно кафе, оно было переполнено такими же мокрыми туристами, как и мы.

фото: rais.livejournal.com

Свободного места за столиками не было и мы протиснулись в зал. Переодеваться в сухую одежду пришлось прямо здесь, было уже не до соблюдения обычных формальностей. В буфет стояла очередь за горячим травяным чаем и хычинами. Хычин - это национальное балкарское блюдо в виде лепёшек с сыром или с мясом. Чай с хычином обошёлся нам в 150 рублей. Буря на улице не утихала и в кафе всё приходили новые люди, есть пришлось стоя в переполненном зале. Условия были не самые удобные, но зато полностью передавали дух настоящего альпинизма. В этой маленькой темной комнатке, где нашли укрытие несколько десятков промокших и замёрзших человек, царил дух единения и братства. Единственное, о чём я тогда переживал, это возможность простудиться в первый же день путешествия и испортить весь отпуск. К счастью, всё обошлось, в горах, то ли от свежего воздуха, то ли от новые впечатлений, но чувствуешь себя намного лучше и организм восстанавливается.

фото автора

Через несколько часов буря утихла, остался лишь мелкий моросящий дождик, с вершин гор сползали вниз клубы серого тумана. На высоте 3 000 метров у меня начала болеть голова и было состояние, похожее на лёгкое опьянение, дышалось по прежнему легко, воздух здесь совсем другой, чем в городе. Первое время ты дышишь, как собака, стараясь втянуть в себя как можно больше этого свежего и бодрящего горного воздуха.
Вниз мы спустились на канатной дороге и у нас было время посетить рынок с сувенирами. Здесь продавали вязаные альпийские шапки, магниты на холодильник и, что нас особенно удивило, варенье из сосновых шишек.
фото: polza-vred.su

На вкус оно очень сладкое и смолянистое, шишки съедобные, но имеют резкий хвойный вкус (на любителя). Кроме соснового варенья, продают также сосновые веточки в меду с тархуном. Выглядят такие баночки очень эффектно, но на вкус ничего особенного, после открытия быстро засахариваются. Такое оригинальное варенье послужит отличным сувениром с Кавказа.

фото: dary-dombaya.ru

В отель мы вернулись после обеда. От прогулки немного побаливали мышцы ног, в остальном самочувствие было отличным, даже не смотря на внезапную непогоду и водные процедуры. За ужином нас ждало очередное собрание перед завтрашним днём. Завтра предстояло восхождение к обсерватории Пик Терскол (3 127 метров) и водопаду Девичьи Косы.